Сон разума рождает чудовищ

Или ещё одни размышления о разведке

(продолжение)

Завершая вопрос рассмотрения ОЪЕКТОВ в КОММЕРЧЕСКОЙ разведке, я не могу не коснуться двух утверждений своего заочного визави г-на А.П. Веревченко с содержанием и смыслом которых я не могу согласиться КАТЕГОРИЧЕСКИ.

Утверждение первое. «Конкретный перечень информационных ресурсов, являющихся объектом разведки, есть функция целей и задач системы»…

Старинный философский вопрос – Что первично: курица или яйцо? – можно перефразировать так – что первично в разведке – доступный перечень информационных ресурсов, или же цели разведывательной системы, ради которых она (система) и была создана? Ответ, однако, достаточно прост. Если предположить, что разведывательная система, кстати, непонятно, а зачем она такая нужна, полностью пассивна и неспособна самостоятельно получать или вырабатывать новые знания или недостающую информацию, то в этом случае приоритет информационных ресурсов очевиден. Однако не дай Бог информации, требующейся для принятия критических управленческих решений, не окажется в доступных информационных ресурсах или источниках информации. В этом случае систему разведки ожидает СТУПОР, полный КОЛЛАПС и невозможность эффективного решения возложенных на неё задач.

Если же мы оставляем за созданной разведывательной системой функцию и право на изучение и исследование ОБЪЕКТОВ разведки или их активности, результатом которых является получение отсутствующих знаний или восполнение недостающей информации, то в этом случае безусловный приоритет остаётся вовсе не за информационными ресурсами, играющими скорее вспомогательную роль в исследованиях, а именно за ЦЕЛЯМИ, ради которых система разведки и была создана.

Утверждение второе. «Приняв в качестве объекта разведки – информационные ресурсы мы создаем единую методологическую основу для описания информационных систем и РАЗВЕДКИ, их инструментария, способов и методов ее ведения, независимо от проблемной (тематической) направленности информации, входящей в сферу интересов конкретных пользователей, и способов фиксации».

По данному утверждению я, как говорится в Одессе, имею высказать два замечания.

Во-первых, принятие в качестве ОБЪЕКТА разведки информационного ресурса (читай источника информации) – есть не что иное, как ОШИБКА в ОБЪЕКТЕ.

На каждый ОБЪЕКТ разведывательного интереса, как правило, приходится несколько источников информацию. Да, в целом ряде случаев источник информации действительно является ОБЪЕКТОМ специальных исследований. В разведывательной и правоохранительной деятельности такая ситуация свойственна, когда источником информации и одновременно ОБЪЕКТОМ исследований является физическое лицо – завербованный агент или сотрудник разведки, внедрённый в преступную или вражескую среду. При этом, данный ОБЪЕКТ одновременно выступает также в роли источника информации об ОБЪЕКТЕ непосредственного внедрения.

В значительной массе остальных случаев ОБЪЕКТОМ специальных исследований выступает всё же не источник информации, а конкретное лицо, организация, событие или явление, а также их непосредственная активность представляющие определенный интерес (ввиду опасности, ценности, важности или научного, коммерческого и т.п. интереса) для различных людей, структур, сообществ и т.п.

Во-вторых, задача «…создания единой методологической основы для описания информационных систем и РАЗВЕДКИ, их инструментария, способов и методов её ведения, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОБЛЕМНОЙ (тематической) направленности информации…» представляется абсолютно ИЗЛИШНЕЙ, если не АБСУРДНОЙ.

Вы можете представить себе универсальный комбайн, включающий в себя мясорубку, газовую плиту, холодильник, стиральную машину, гладильную доску с утюгом, телевизор, мангал, палатку, внедорожник амфибию, двуспальную кровать, туалет, кофеварку и т.д.?

Причём, чтобы каждая из перечисленных вещей работала лучше и качественнее чем отдельное изделие, произведенное узкоспециализированным производителем, специализирующимся именно на конкретном изделии.

Действительно, нужна ли нам единая методологическая основа разведывательной системы НЕЗАВИСИМАЯ от проблемной области исследований? Означает ли вышеприведённое утверждение то, что, к примеру, область вооружённого противостояния ничем не отличается от области, условий, рисков и возможностей залегания нефтегазоносных пластов? Сравним, к примеру, методологические основы войсковой тактической разведки, геологоразведки, метеоразведки, разведки рыбных промыслов и, для полноты картины, космической разведки спутника Юпитера, малой планеты «Европа».

Неужели во всех случаях методологические основы исследований одинаковы? Неужели во всех случаях риски, угрозы и возможности, с которыми столкнутся исследователи, различаются незначительно?

Возьму на себя смелость утверждать, что это не так. Например, фактор глубинного внутрипластового давления, существенный при разведке нефтяных и газовых месторождений не играет абсолютно никакой роли в исследованиях войсковой разведки.

Дело в том, что различные среды исследований, требуют различных инструментов, методов и подходов в специальных исследованиях. Различия в конечных целях исследований способны в ещё большей степени внести поправки в используемый инструментарий и методологию изучения конкретных объектов разведки.

Обращаясь к опыту и примерам разведки КОММЕРЧЕСКОЙ, и исходя из личного опыта, я берусь утверждать, что разведывательная система строительного холдинга будет значительно отличаться от разведывательной системы страхового общества, крупного ритейлера, финансово-промышленной группы или банка. Дело в том, что даже используя одинаковые методики исследований, но исследуя различные ОБЪЕКТЫ и преследуя различные ЦЕЛИ в различных сегментах бизнеса конкретные разведывательные системы, как вирус гриппа вынуждены изменяться и адаптироваться к конкретным и различающимся условиям бизнеса и окружающей его внешней бизнес-среде.

Нет! Создание единой методологической основы разведывательной системы НЕЗАВИСИМОЙ от проблемной области исследований ВОЗМОЖНО. Правда в этом случае мы как раз и получим тот самый универсальный комбайн с такой суммой параметров, требующих оперативного и текущего контроля, что это превратит эту единую методологическую основу в неповоротливого МОНСТРА, неспособного решать разведывательные задачи быстро, качественно и эффективно.

Цель (цели) разведки

Цель разведки – на самом деле важнейший, если не самый важный, элемент любой разведывательной системы. Ведь, возможности специальных исследований или разведки, собственно, и создаются ради достижения неких, но вполне конкретных целей. Причём в каждом отдельном случае цель разведки может иметь свой неповторимый и уникальный характер, а это, в свою очередь, влечёт изменение объектов разведывательного интереса и, следовательно, изменения в источниках информации о них.

Сравним. Одна цель разведки – способствовать разгрому противника. И совершенно другая цель, требующая иных методологических подходов – введение противника в заблуждение (операция по дезинформации).

Перефразируя старое правило иезуитов «Цель оправдывает средства», можно утверждать – цели не только оправдывают и назначают средства своего достижения, но и изменяют их, если изменяются сами.

Кто назначает цели разведки? Тот самый узкий круг ограниченных лиц, принимающих управленческие решения и нуждающийся в информационном обеспечении, подтверждающим эффективность и действенность этих решений.

Когда цели разведки могут считаться достигнутыми? Когда разведывательная информация или деятельность органа разведки оказала важное влияние, поддержку принимаемых управленческих решений и способствовала достижению поставленной цели – генеральной задачи деятельности организации. На войне такой генеральной задачей является разгром противника. В политике – достижение конкретной политической цели. В бизнесе достижение некоего коммерческого (технологического, производственного и т.п.) результата.

Есть впрочем, один существенный нюанс. К тому времени, когда цель организации должна быть реализована, разведывательная система уже должна выработать свой продукт – информацию и представить его лицам, нуждающимся в информационном обеспечении. Иными словами разведка во всех случаях должна работать на УПРЕЖДЕНИЕ, предоставляя продукт своей деятельности ЗАБЛАГОВРЕМЕННО, т.е. до момента принятия управленческого решения и оставляя запас времени на принятие соответствующих решений и действий собственной организации.

Указанный нюанс предполагает работу разведывательной системы в т.н. проактивном режиме, т.е. по кругу задач и объектов, определяемых также заблаговременно, с запасом времени на их изучение и подготовку разведывательной информации до запланированных по времени отчётов руководству, нуждающемуся в информационном обеспечении своих решений.

Военная разведка, например, ведет разведку потенциального противника и в мирное время, ведь это позволяет вскрыть его подготовку к агрессии и принимать соответствующие меры противодействия.

В КОММЕРЧЕСКОЙ разведке ЦЕЛЯМИ разведывательной системы выступают стратегические ЦЕЛИ бизнеса, отсроченные от момента текущего бизнеса на сроки от года до трёх и более. Именно эта временная отсрочка позволяет системе КОММЕРЧЕСКОЙ разведки вплотную осуществлять исследования ОБЪЕКТОВ заблаговременно, риски, угрозы и возможности которых, влияющие на возможность достижения стратегических целей бизнеса компании относятся буквально к «завтрашнему дню».

Подобный порядок работы коммерческой разведывательной системы позволяет ей ЗАБЛАГОВРЕМЕННО получать информацию о будущих рисках, угрозах и возможностях и доводить её до сведения лиц, принимающих управленческие решения.

Задачи, решаемые в процессе достижения цели (целей)

Круг задач, решаемых в процессе достижения целей разведки, в общем плане описывается широко известным, и применяемым практически во всех разведслужбах и специальных органах мира пятиступенчатым разведывательным циклом, включающим в себя следующие элементы:

I. Планирование и целеуказание;

II. Сбор – добывание информации;

III. Первичную обработку полученной информации;

IV. Систематизацию, анализ и синтез информации и выработку новых знаний;

V. Распространение и рассылку полученных данных потребителям и пользователям.

Конкретное содержание и детализация отдельных элементов и параметров разведывательного цикла во многом зависит от конкретных ЦЕЛЕЙ организации и связанных с ними ЦЕЛЕЙ разведывательной системы.

Это содержание, в принципе не противоречит текущим задачам разведки уже обозначенным г-ном А.П. Веревченко:

¨ Выявление в существующей системе информационных ресурсов той части, которая необходима для принятия решений по конкретной проблеме. При этом особое внимание необходимо обращать на выявление новых еще неизвестных пользователю (заказчику) информационных ресурсов, и ресурсов, содержащих «дезинформацию», устаревшую информацию, и обобщенные и аналитические информационные ресурсы, сформированные на подобной информации.

¨ Составление реестра информационных ресурсов, необходимых для решения задач пользователей (потребителей).

¨ Создание массивов информационных ресурсов и их каталогизация.

¨ Создание условий гарантированного оповещения о накопленных информационных ресурсах и о доступе к ним.

¨ Сосредоточение ресурсов в заданное время в любом элементе системы и предоставление их пользователю в требуемом для работы виде.

¨ Определения временного интервала, в рамках которого осуществляется отслеживание по каждой из проблем, представляющих интерес для различных групп пользователей (как по ретроспективе, так и на прогнозируемый период).

¨ Определение сроков представления информации по проблемам, и сроков обновления накопленных информационных ресурсов, представляемых пользователям (группам пользователей).

¨ Сбор информационных ресурсов по всему спектру проблем, определенных пользователями. Сбор информационных ресурсов осуществляется в соответствии с критериями, определяемыми пользователями.

¨ Локализация «дезинформационных», устаревших и любых других материалов, содержащих информацию, способную привести к неэффективным решениям с непредсказуемыми, кризисными ситуациям и опасными результатами.

¨ Проверка, обобщение, анализ и оценка собранной информации и своевременное представление пользователю выявленной информации, в форме способствующей решению проблемных ситуаций и осуществлению управляющих действий по корректировке реализуемой деятельности, а также оценки последствий от реализации принятых решений.

¨ Мониторинг полноты и качества информационных ресурсов, предоставляемых пользователям, и их соответствие заданными пользователями критериям.

¨ Непрерывный мониторинг используемых информационных ресурсов и их оценка на соответствие решаемых задач.

¨ Обеспечение сохранности информационных ресурсов и поддержание их в актуальном состоянии.

Впрочем, в целом ряде случаев, способствуя решению генеральной задачи организации, в интересах которой разведывательная система решает возложенные на неё задачи, она способна использовать специальный инструментарий, влияющий как на объекты разведывательного интереса, так и на всё или значительную часть внешнего пространства сферы свой деятельности.

Дело в том, что разведка является активной системой, функции которой предусматривают не только информационно-аналитическую деятельность, связанную с поиском, добыванием, анализом, оборотом и использованием информации, но также отдельную деятельность по структурированию или деструктурированию внешнего информационного поля.

Так, с целью оказания влияния на противника военная разведка осуществляет активные операции по его дезинформации. Причем, глубинный смысл таких операций заключается вовсе не в том, что противнику «забрасывается» откровенно ложная или недостоверная информация, ведь это сразу вскроет её ложность и может «засветить» истинные намерения нашего командования. Нет, противнику продвигается недостоверная информация, обладающая всеми атрибутами достоверности и способная, правда до определённого момента, выдерживать проверку на достоверность. Ради этого разведка прибегает к демонстрационным действиям, вводящим противника в заблуждение. При этом важно, чтобы противник САМ обнаружил и получил информацию, САМ сделал нужные (нашему командованию) выводы, САМ принял ошибочные решения и САМ претворил их в жизнь под давлением и необходимостью складывающейся обстановки.

В КОММЕРЧЕСКОЙ разведке аналогичный инструментарий скрывается под названием «нелинейный стратегический менеджмент» и также позволяет решать задачи отвлечения или введения в заблуждение конкурентов и прочих участников рыночного сегмента, в целом ряде случаев позволяя значительно форсировать процесс достижения стратегических целей бизнеса компании.

Отдельно следует упомянуть, что технологии нелинейного менеджмента не имеют ничего общего с мошенничеством и иными статьями административного и уголовного кодекса Российской Федерации. Часть этих методик входит в правовую зону того, что законом не запрещено, а гораздо большая часть относится к открытым рыночным технологиям Pr, рекламы и маркетинга.

Реализация программ нелинейного стратегического менеджмента в КОММЕРЧЕСКОЙ разведке осуществляется отдельным блоком разведывательных задач, входящих в направление «специальных возможностей» деятельности КОММЕРЧЕСКОЙ разведки.

Функции, реализующие цели и задачи

В аналогичном разделе своей статьи «Споры о разведке» г-н А.П. Веревченко утверждает, что: «В настоящее время наиболее полно и подробно исследованы (изучены), описаны, и регламентированы функции, связанные с процессами извлечения информации из документальных информационных ресурсов» и это действительно так.

Правда, возможно по забывчивости, а возможно в силу отсутствия допуска к некоторым «закрытым» материалам и, в частности, к закрытым ведомственным инструкциям, г-н А.П. Веревченко не упомянул о том, что функции, связанные с процессами извлечения или получения информации из ПРОЧИХ классов информационных ресурсов ТАКЖЕ описаны, изучены и регламентированы достаточно подробно. Более того, регламентация и формализация этих функций извлечения или получения информации не из документальных, а иных информационных носителей (источников информации) исторически начала складываться и оформляться в различных европейских сообществах пользователей информации, начиная с первой половины XII века новой эры.

Другое дело, что сами методики получения или извлечения информации зачастую носили сугубо секретный характер, прежде всего в силу их достаточно высокой результативности, а нередко и в связи с достаточно жестокими методами извлечения информации. Достаточно упомянуть средневековых алхимиков, фактически открывших научный метод познания в исследованиях и практически не имевших возможности получения знаний из открытых и доступных документальных информационных ресурсов, и их не менее известных антагонистов – орден святой инквизиции Игнатия Лойолы.

На самом деле, функции, связанные с процессами извлечения информации не из документальных источников информации описаны и регламентированы достаточно подробно, а их эффективность являлась продуктом тщательного изучения, происходившего не один десяток, а возможно и сотен лет. В конце концов, уровень грамотности населения, и документооборот, формирующий открытые документальные информационные ресурсы и доступный для исследований, изучения и извлечения необходимой информации начал своё формирование только около 300 – 400 лет тому назад, в то время как разведка и специальные методы получения информации существовали задолго до появления Александрийской библиотеки.

Таким образом, мой уважаемый оппонент г-н А.П. Веревченко слегка лукавит, сетуя на недостаточную изученность функций извлечения требуемой информации не из документальных классов информационных ресурсов. Другое дело, что эти методики не всегда находятся в открытом доступе.

Тут конечно, возможны претензии следующего содержания – как и каким образом законопослушный коммерсант может получить доступ и обрести знания «закрытых» или секретных методик и приёмов получения информации? Однако решение вопроса заложено в самой разведывательной системе, поскольку эта система должна быть САМООБУЧАЕМА.

Во-первых, при осуществлении информационно-аналитической работы каждый разведчик-аналитик должен исходить из личного опыта и знания особенностей исследуемой среды, попутно обучаясь новым методам и приёмам извлечения информации или получения новых знаний.

Во-вторых, учиться полезно всегда. Вы не знаете специальных методов получения информации? Учитесь! Значительные массивы литературы и прочей открытой информации, посвящённой методикам и особенностям получения информации и рассматривающие опыт человечества в разведке и специальных исследованиях на примерах I и II Мировых войн и специальных исследований в бизнесе доступен любому, проявляющему интерес читателю и специалисту. Нечего скрывать, что часть описываемых методов может быть противозаконна и неприменима в мирных условиях, так АДАПТИРУЙТЕ их к условиям и законам вашей сферы исследований.

Наконец, в-третьих, всё сказанное никоим образом не означает полной невозможности создания аналогичных методик, к примеру, в КОММЕРЧЕСКОЙ разведке, оперирующей методами экономического, социологического, статистического и бизнес-анализа, предоставляющими весьма широкие возможности получения информации, которой в официальном документообороте не существует вовсе.

Возможности современных Pr-акций и маркетингового анализа существенно дополняют возможности КОММЕРЧЕСКОЙ разведки по получению или извлечению необходимой информации, не обращаясь к открытым источникам информации, которые, в свою очередь, часто не располагают необходимыми данными.

Существуют, впрочем, и весьма разнообразные методы качественного и количественного анализа, имеющие непосредственное отношение к бизнесу и способствующие получению новых знаний или восполнению недостающей информации, которые также являются вспомогательным, но достаточно эффективным инструментом разведчика-аналитика.

Механизм реализации (схема), с помощью которого реализуются функции системы

Совокупность элементов разведывательной системы, обеспечивающих реализацию функций системы, является механизмом её реализации. К какому результату мы подошли, вкратце описав все элементы КОММЕРЧЕСКОЙ разведывательной системы?

Если наша система разведки НЕ ПАССИВНА, т.е. способна в случае недостатка блока значимой информации или её полного отсутствия, например, в силу её новизны и полной неизвестности, восполнить данный информационный пробел активным поиском или проведением комплекса специальных исследований, то в этом случае мы имеем вполне работоспособный и эффективный механизм.

Что же необходимо для создания такого эффективно работающего механизма?

Во-первых, этот механизм должен быть штучной работы, как хорошие и надёжные швейцарские часы ручной сборки.

Во-вторых, этот механизм должен полностью соответствовать ЦЕЛЯМ, ЗАДАЧАМ и ОБЪЕКТАМ разведывательного интереса, подлежащим изучению и исследованиям, как снайперская винтовка с хорошей оптикой идеально соответствует своей цели и предназначению – поражению важных целей, расположенных на значительном удалении от снайпера.

В-третьих, этот механизм должен быть полностью АДАПТИРОВАН непосредственно к сфере разведывательных исследований. Невозможно провести эффективную разведку подземных полезных ископаемых методами и средствами, используемыми в метеорологии и метеорологической разведке.

Следовательно, применительно к коммерческой структуре, каждая разведывательная система каждой коммерческой компании будет нацелена на свои, уникальные ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ и ОБЪЕКТЫ и носить вследствие этого свой, УНИКАЛЬНЫЙ характер. Даже у двух родственных по бизнесу коммерческих структур, но имеющих хоть малейшие расхождения в целях бизнеса и внешних рыночных условиях, механизмы структуры КОММЕРЧЕСКОЙ разведки могут быть реализованы по разному.

Впрочем, механизм реализации разведывательной системы организации оказывается полностью НЕДЕЕСПОСОБНЫМ в случае своей ПАССИВНОСТИ, т.е. когда разведывательная система может только потреблять имеющуюся в доступных источниках информацию и не способна преодолевать информационную неопределённость, получая отсутствующую информацию или извлекая необходимые новые знания, ещё не существующие в информационных ресурсах САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Вывод (определение РАЗВЕДКИ)

Представив краткое описание элементов системы КОММЕРЧЕСКОЙ разведки, я, тем не менее, практически полностью разделяю мнение и вывод г-на А.П. Веревченко, определяющего понятие РАЗВЕДКА с позиций системного анализа, как:

¨ РАЗВЕДКА – это организационная структура, осуществляющая перемещение требуемых для решения задач информационных ресурсов до того места пространства, где принимаются решения. Свою задачу разведка может считать выполненной, если все необходимые информационные ресурсы поступили к пользователю до момента принятия решения.

Впрочем, разведка или специальные исследования не могут рассматриваться в одномерном аспекте системы. РАЗВЕДКА это не только СИСТЕМА, это ещё ФУНКЦИЯ управления и отдельный РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Определение РАЗВЕДКИ, как функции уже дано выше (см. определение КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ). Если же, определять понятие РАЗВЕДКИ не как организационной структуры или функции, а как отдельного вида разумной человеческой деятельности, то в этом случае определение РАЗВЕДКИ во многом созвучно с определением, данным ей в Федеральном законе «О внешней разведке» и может выглядеть примерно так:

¨ РАЗВЕДКА – деятельность, направленная на сбор, обработку, оценку сведений и подготовку на их основе информации выводного характера, удовлетворяющей информационные потребности потребителей разведданных.

Что в принципе не противоречит определению г-на А.П. Веревченко, данному выше, и завершает первую часть статьи «Споры о разведке» - «Определение термина РАЗВЕДКА».

Статьи и публикации

КОММЕРЧЕСКОЕ ШПИОНСТВО

ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА КОНКУРЕНТНОГО ПРЕВОСХОДСТВА

Hosted by uCoz