БЛИЦКРИГ В БИЗНЕСЕ

АЛЬТЕРНАТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

«Блицкриг» - молниеносная война, немецкая стратегия боевых действий порожденная тщательным анализом германским генеральным штабом методов ведения боевых действий в Первой мировой войне.

Суть стратегии - достижение стратегических целей и задач в максимально короткие сроки, что позволяет сберечь людские и материальные ресурсы и достичь решающего превосходства над противником.

«Блестящие» результаты тщательно спланированных и подготовленных боевых операций, проведенных в XX веке, были неоднократно продемонстрированы не только вермахтом, но и, в последующем, в ходе арабо - израильских конфликтов, операциях вооруженных сил Великобритании (Фолклендский конфликт), успешных операциях армии США («Гренада», «Буря в пустыне»).

Возможно ли достижение желаемых целей в максимально короткие сроки в предпринимательстве? Иными словами возможен ли «Блицкриг» в бизнесе?

Мировой опыт свидетельствует, что многие, даже крупные, корпорации становятся «жертвами» глобальной конкуренции из - за просчетов своей деятельности и не учета деятельности конкурентов и иных факторов воздействия внешней среды.

Если же попытаться проанализировать причины коммерческих неудач российских компаний и предпринимателей, то в подавляющем большинстве случаев, как бы странно это не звучало, главной причиной неудач является практически полное отсутствие долгосрочной стратегии развития, а также отсутствие стратегических целей и задач бизнеса.

Российские предприниматели с головой поглощены повседневными проблемами (тактическими задачами), что не оставляет им времени на стратегическое планирование, выявление угрожающих факторов внешней среды, влияющих на долгосрочные перспективы бизнеса, а следовательно, когда эти факторы начинают проявляться, российский бизнесмен вынужден «разруливать» ситуацию в авральном режиме и принимать важные управленческие решения в условиях полной информационной неопределенности.

Между тем, практика успешных западных и российских компаний говорит о том, что вне стратегической перспективы успех невозможен. Более того, опыт достижения намеченных целей бизнеса требует наличия гармонично взаимодействующих тактики и стратегии. Рассмотрим некоторые аспекты «Блицкрига» в бизнесе.

Уроки Первой Мировой

Для чего следует рассмотреть некоторые уроки Первой мировой войны? Прежде всего для того, чтобы понять суть стратегии «Блицкрига» и его относимость и применимость в бизнесе.

К сожалению, глобальные потрясения XX столетия привели к тому, что многие аспекты Первой мировой войны, в настоящее время, известны весьма узкому кругу специалистов. Однако, именно Первая мировая - «Война моторов» стала прообразом многих современных венных конфликтов. Развитие стрелкового оружия и артиллерии, взрывчатых веществ, выход на арену авиации, появление танков и активное использование подводных лодок, наконец использование в военных целях новых видов связи коренным образом изменили тактику и стратегию ведения войны, без учета применения отравляющих веществ и т.п.

С одной стороны появились мощные средства огневого поражения, а с другой, уровень развития тактики и стратегии не соответствовали уровню развития военно - технической мысли. В конечном итоге совокупность этих факторов привели к тяжелым позиционным боям и грандиозным потерям в живой силе. Какие - же уроки извлекли офицеры германского генерального штаба? Вот лишь основные из них:

¨ в позиционной войне возможно достичь стратегического превосходства над противником неожиданным маневром – верность данного положения, подтверждает знаменитый кавалерийский рейд генерала Мамонтова по немецким тылам, более известный, в силу политических обстоятельств, как «Брусиловский прорыв»;

¨ для обеспечения успешности маневра необходимо выявить, для последующего удара, наиболее слабые и уязвимые места противника – кстати именно в период предшествующий Первой мировой войне и в ходе ее, во многих странах участницах произошло становление профессиональных разведывательных и контрразведывательных служб;

¨ перед осуществлением важного стратегического маневра необходимо ввести противника в заблуждение относительно своих намерений и стараться управлять или контролировать его деятельность – в период Первой мировой войны проводились первые целенаправленные акты по дезинформированию противника, радиоигры, перевербовка агентов и т.п.;

¨ успешный маневр проводится стремительно и предусматривает просчет вероятных ответных действий противника – знаменитый постулат Наполеона - «Главное ввязаться в драку и будь, что будет» - утратил свою актуальность. Отныне расчет вероятной реакции противника на действия своих войск стал составной частью стратегического анализа в подготовке и планировании военных компаний.

Указанные требования легли в основу стратегии «Блицкрига». Успешно проведенные операции и целые военные компании не раз доказывали жизнеспособность и эффективность данной стратегии.

На первый взгляд может показаться, что все это не имеет к бизнесу никакого отношения, однако не будем торопиться. На опыте, в большей части, зарубежных и некоторых российских компаний рассмотрим возможности использования стратегии «Блицкрига» в бизнесе.

Возможности «Блицкрига» в бизнесе

В начале сразу оговоримся, поскольку речь идет о применении стратегии, ее успешное применение возможно при достижении долгосрочных стратегических целей бизнеса. Выход на новые рынки, расширение рыночной доли, обретение глобального конкурентного превосходства и т.п.

Использование предлагаемых принципов в достижении повседневных или тактических целей нецелесообразно и невозможно, поскольку требует продуманной подготовки и осуществления целого ряда подготовительных мероприятий осуществление которых в отношении повседневных тактических задач невозможно ввиду дефицита времени, а в случае попыток проведения потребует весьма значительных финансовых и материальных ресурсов.

Иными словами, если предприниматель не имеет долгосрочной стратегии и озабочен только ежедневным сбытом своей продукции (услуг), применение этой (или иной) стратегии невозможно и нерентабельно, «пальба из пушки по воробьям» никогда не отличалась особой результативностью.

¨ В позиционной войне возможно достичь стратегического превосходства над противником неожиданным маневром.

Весьма часто приходиться сталкиваться с мнением предпринимателей о том, что в бизнесе можно добиться успеха следуя успеху других успешных коммерческих проектов. «Если они производят хорошие колбасы (товары, услуги и т.п.), то и мы сможем. Если конкурент добился успеха за счет снижения цен, увеличив рекламу и т.п., то стоит нам только сделать тоже самое и, при этом , выбрать лучшее из арсенала конкурентов - мы будем «обречены» на успех.»

На самом деле это типичный пример «позиционной войны». Маневр в бизнесе подразумевает использование новых технологий, выход на новые ниши рынка, поиск и привлечение новых потребителей своей продукции. Иногда такие маневры способны вызвать глобальные изменения в отрасли или сфере бизнеса. К примеру. Цифровые технологии в аудио и видеозаписи были изобретены в конце 70 - х годов прошлого века и впервые применены фирмой «Panasonic», однако в целях недопущения глобальных убытков всех крупных производителей аналогичной продукции на аудио и видеокассетах широкое внедрение этих технологий для массового потребителя было законодательно отложено фактически до конца 90 - х годов.

¨ Для обеспечения успешности маневра необходимо выявить, для последующего удара, наиболее слабые и уязвимые места противника.

В целях выявления слабых и уязвимых мест противника конкурента (иного оппонента) необходимо иметь хорошее представление о его возможностях и ресурсах в бизнесе, особенностях применяемых им стратегий, наконец его планы и намерения на ближайшее и более отдаленное будущее. Кроме того необходимо отдавать себе полный отчет в собственных силах и хорошо знать свои сильные и слабые стороны в бизнесе, ресурсах и возможностях.

Ответы на многие вопросы могут предоставить только специально предпринятые исследования. На Западе, как впрочем и на Востоке подобные исследования осуществляют более 80 % всех крупных, средних и малых коммерческих структур, а конкурентная разведка (competitive intelligence) является одной из составляющих стратегического менеджмента наравне с маркетингом и другими важными бизнес - функциями.

Российский опыт показывает, что в отличие от своих западных коллег российский предприниматель вынужден исследовать не только риски связанные с конкуренцией, но иные риски внешней среды. Это обусловлено тем, что в отличие от своих зарубежных коллег на российского бизнесмена в значительной мере оказывают влияние - нестабильная законодательная среда регулирующая бизнес - отношения, неадекватная политика местных властей, претенциозная деятельность контролирующих органов, кроме того, весьма часто бизнесмен не может защитить свой законопослушный бизнес от произвола чиновников и властей в суде, что часто используется в недобросовестной конкурентной борьбе.

Именно поэтому российский предприниматель не может ограничиться только исследованиями конкурентов, он вынужден осуществлять исследования (разведку) в более широкой полосе действующих рисков, для адекватного реагирования на изменения внешней среды.

¨ Перед осуществлением важного стратегического маневра необходимо ввести противника в заблуждение относительно своих намерений и стараться управлять или контролировать его деятельность.

С появлением новых телекоммуникационных технологий бизнес - сообщество, пожалуй впервые в своей истории, приобрело возможности и инструменты манипулирования не только конкретным оппонентом, но и массовым сознанием в целом. Сказанное вовсе не означает, что ранее глобальные операции по дезинформации не проводились, напротив это бывало и ранее, происходит сейчас, и будет происходить в будущем. Яркий пример, использование инсайдерской информации при торгах на бирже. Отследите захватывающую динамику взлетов и падений акций, к примеру, «Юкоса».

Однако с появлением глобальной мировой паутины возможности по введению в заблуждение возможных оппонентов стали доступны практически каждому и не требуют значительных финансовых вложений. Естественно, что при проведении таких операций значительная ставка делается на знание особенностей психологического восприятия информации противником.

Пример: В одной развивающейся стране с не совсем стабильной экономикой, ориентированной на сырьевые ресурсы, несмотря на высокие цены на нефть начинается банковский кризис. Начало кризису положило заявление некоего должностного лица о наличии некоего «черного списка» банков, с которыми скоро будут разбираться. Одновременно отзывается лицензия на деятельность одного из банков, а другой, связанный с первым, закрывается сам. В тоже время в Интернете появляется по меньшей мере три «черных» списка подозреваемых банков. Граждане, обеспокоенные судьбой своих сбережений, бросились в банки, в первую очередь указанные в списках, спасать свои кровные. Когда же один из банков, назовем его «А», распространил в СМИ информацию о том, что дела его не так уж и плохи, это привело к тому, что вклады из банка «А» стали изыматься массово.

Руководство банка «А» и его PR - подразделение не учли особенностей психологического восприятия потенциальных вкладчиков, переживших «августовский кризис 98» и на своей шкуре познавших цену таких заявлений и следующие за ними события.

Суть управления и контроля над противником (конкурентом и т.п.) сводится к тому, чтобы определенной информацией, помещенной в определенные сегменты информационного поля, иногда ложными демонстрациями на рынке, заставить оппонентов совершать ошибки или действия выгодные манипулятору. Необходимо, чтобы такая информация и демонстрируемые действия воздействовали не только на сознание оппонента (или оппонентов), но и на процессы выработки решений его руководством.

Данная задача упрощается тем, что в ситуации военного конфликта, как правило, противостоят две стороны, а потому вычислить дезинформацию и самого дезинформатора не составляет особого труда. Другое дело, когда в одном сегменте рынка в конкурентных позициях одновременно находятся несколько равных по возможностям конкурентов и «вычислить» конкретного манипулятора, особенно если он работает под прикрытием, практически невозможно. В то же время манипулятор может достигать намеченных целей без особого риска.

¨ Успешный маневр проводится стремительно и предусматривает просчет вероятных ответных действий противника.

Стремительные действия совершенно не тождественны действиям поспешным, опрометчивым и неподготовленным. Наращивание скорости действий требует тщательной подготовки.

За счет чего возможно сокращение времени на совершение действий или деятельности?

Сокращая время на:

¨ выявление рисков и возможностей для собственного бизнеса – осуществляя соответствующие исследования (разведку) в соответствующих областях;

¨ анализ последующей ситуации на рынке – за счет хорошего знания рынка и владения информацией о планах и намерениях главных оппонентов;

¨ принятие важных управленческих решений – за счет владения соответствующей информацией;

¨ и наконец введя оппонента в заблуждение, осуществляя как бы дистанционное управление - за счет осуществления дезинформационных мероприятий,

возможно получить значительный выигрыш по времени по сравнению с другими оппонентами, пренебрегающими данными возможностями.

Таким образом, стремительность заключается в тщательной подготовке, поскольку действовать стремительно возможно лишь тщательно спланировав и подготовив всю операцию и заранее просчитав варианты развития ситуации.

Существует еще один важный фактор стремительности маневра - знание наперед возможной реакции, ходов и действий противника (оппонента) на Вашу деятельность, но возможно ли «вычислить» или просчитать эти реакции? Как показывает опыт - возможно!

В конце XIX века офицеры германского генерального штаба разработали методику «Krigsspiel» - военная игра. Аналог российской армии - КШУ (командно - штабные учения), когда проигрываются не только действия противника на конкретные стратегические или тактические ходы, но дальнейшая реакция на вероятные тактические (стратегические) ходы, с глубиной охвата на несколько ходов противника.

Ключ к успеху - действовать стремительно, добиваться успеха раньше, чем оппонент сможет адекватно ответить и парировать Ваши действия. Тщательное планирование и подготовка - основа стремительности.

Суммарное использование всех вышеприведенных принципов, позволяет получить максимальный эффект при минимальных затратах в кратчайшее время. Возможно это еще и не полноценный «Блицкриг», но весьма близкое к этому понятию ситуация.

Разумеется в короткой статье невозможно описать поэтапно и подробно подготовку и осуществление настоящего «Блицкрига» в бизнесе, однако современное западное, и, в меньшей мере, российское предпринимательство имеют примеры успешных коммерческих операций стратегического характера, проведенных по всем правилам «Блицкрига» и приведших к значительному превосходству над оппонентами.

Особенности развития российского рынка дают основания предполагать, что в ближайшем и более отдаленном будущем мы еще не раз станем свидетелями успешного применения подобных атакующих стратегий, осуществленных по всем правилам коммерческой и военной науки.

ГЕННАДИЙ МАРКОВ

 

Статьи и публикации

Наши координаты:

Эл. почта: scouting777@yandex.ru

КОММЕРЧЕСКОЕ ШПИОНСТВО

ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА КОНКУРЕНТНОГО ПРЕВОСХОДСТВА

Hosted by uCoz