Искусство невозможного

Как инструмент конкурентного превосходства

Успех бизнеса и достижение намеченных стратегических целей невозможны без завоевания бизнес-структурой конкурентного превосходства в сегменте собственной деятельности. Однако достижение и, самое главное, удержание лидирующего положения на рынке совсем непростое дело, слишком много внешних факторов оказывает влияние на повседневную деятельность бизнес-структуры, часто неся скрытые, до поры до времени, угрозы или возможности.

Как правило, наиболее явные и открытые риски и угрозы в той или иной степени достаточно быстро идентифицируются предпринимателем, что позволяет ему в какой-то мере заранее подготовиться к неблагоприятным внешним факторам и минимизировать расходы на их преодоление. В меньшей степени это относиться к открывающимся возможностям, способным значительно повысить конкурентоспособность и успешность бизнеса, но, как правило, поскольку они не представляют для бизнесмена непосредственных угроз, очень часто такие возможности попросту выпадают из поля зрения предпринимателя и его бизнес-структуры, оставаясь попросту невостребованными.

Точная идентификация и выявление рисков и возможностей способны значительно повысить конкурентоспособность и выживаемость бизнес-структуры в условиях высокой конкуренции и агрессивности современного рынка, однако, для такого качественного выявления необходима способность не только заглянуть за горизонт повседневной деятельности, но и, пожалуй, даже за горизонт среднесрочных бизнес-целей коммерческой структуры.

Что правит этим миром? Возможно, кто-то скажет или подумает, что власть, или, например, деньги, а может быть насилие?

Я беру на себя смелость утверждать, что в XXI веке мировыми процессами правит информация и информационные ресурсы, в которых она обращается, обеспечивая доступ заинтересованным пользователям.

¨ Информация влияет на власть и электорат.

¨ Информация может обесценить силу денег.

¨ Информация способна обратить насилие против ее инициаторов.

¨ Информация обладает мощным управляющим воздействием, особенно такая информация, которая специально подготовлена для конкретной целевой аудитории.

Сегодня информация является необходимым производственным ресурсом, причем ресурсом, часто превалирующем над иными производственными и даже финансовыми ресурсами бизнес-структуры. В современном бизнесе, пожалуй, невозможно представить ни один успешно действующий субъект, независимо от его принадлежности, формы собственности и сферы деятельности, если он не располагает своевременной и достоверной информацией или не умеет с ней работать и правильно использовать.

Речь идет о получении информации, позволяющей реагировать на ситуацию и происходящие изменения в сфере бизнес-деятельности. Попробуйте во время прогулки по хорошо известному Вам маршруту закрыть глаза и продолжить прогулку. Это будет весьма непростое дело, а ведь Вы всего лишь лишились возможности получения информации об окружающей среде. Теперь попробуйте смотреть строго под ноги, не глядя ни вперед, ни по сторонам. Очень скоро Вы почувствуете все неудобства такого состояния. Однако практика свидетельствует, что большинство российских бизнес-структур пребывает именно в подобном НЕЗРЯЧЕМ СОСТОЯНИИ или смотрит исключительно себе под ноги, не решаясь поднять глаза и обозреть маршрут путешествия к своим стратегическим целям в перспективе, заранее выявляя угрозы и возможности маршрута.

Особую ценность информация приобретает при возникновении различных проблем, вызванных, к слову сказать, как правило, отсутствием нужной информации. В сложных ситуациях мы принимаем решения, ориентируясь на имеющуюся (и возможно значительно отличающуюся от нужной) информацию. Информация – это ключ от проблемы, являющейся своеобразным «замком» на двери, ведущей к новым возможностям или выходу из кризиса. Если к «замку» подобраны неподходящие ключи или отмычки, шансы быстро отпереть запертую «дверь» возможностей стремятся к нулю, поскольку в этом случае необходимо осуществлять последовательный подбор различных ключей, на что может уйти весьма продолжительный отрезок времени.

Проблемы получения информации, ее проверки на достоверность и, в частности, получения информации превентивного характера, как правило, успешно решает развернутая система стратегической коммерческой разведки бизнес-структуры, обеспечивающая информационное сопровождение наиболее важных и долгосрочных бизнес-стратегий компании.

Возможно, располагая эффективной системой стратегической коммерческой разведки, предоставляющей бизнесмену высококачественную информацию превентивного характера, последний может впасть в иллюзию самоуспокоенности и полного превосходства, особенно над участниками рыночных отношений, пренебрегающих разведывательными возможностями в бизнесе. В этой связи нельзя не сказать нескольких слов об управляющих возможностях информации.

Было бы ошибкой считать, что управляющие возможности информации появились лишь с развитием телекоммуникаций и возникновением возможностей телевидения и Интернета. Уже в конце XIX начале XX века (в Европе и США значительно раньше) с развитием информационных коммуникаций и СМИ управляющие возможности информации были осознаны и активно использовались как государством, так и оппозицией, в том числе революционно настроенной. Неслучайно практически сразу после окончания гражданской войны важнейшей задачей Советской власти стала скорейшая радиофикация всей страны. Управляющее воздействие информации активно использовалось как всеми тоталитарными режимами, будь то российско-советская диктатура пролетариата, тысячелетний Рейх или Северная Корея, так и практическими всеми демократическими режимами или относящими себя к таковым. Одновременно с использованием управляющих возможностей информации тоталитарные и авторитарные администрации пытались удержать столь опасное оружие под контролем. Напомню лишь тот факт, что практически до конца 80-х годов любая организация (частным лицам это вообще было запрещено) приобретавшая множительную технику, будь то ротапринт или только появившиеся ксероксы была обязана зарегистрировать эту аппаратуру в одной (сами вспомните в какой) правоохранительной структуре, во избежание ее нецелевого использования и появления, например, самиздата и т.п. литературы.

Обладая мощным управляющим воздействием, информация влияет не только на конкретные людские сообщества и отдельных людей. Опосредовано, через своих пользователей информация способна влиять на происходящие события. Зачастую информация способна моделировать и провоцировать не только сами события, но и ход их развития. Особенно мощным управляющим воздействием обладает информация, содержащая в себе значительную психологическую составляющую, ориентированную на конкретную пользовательскую аудиторию.

Информационно-психологическое воздействие или программирование также не является изобретением сегодняшнего дня. Примером тому служат такие исторические источники как 36 классических стратагем Древнего Китая или еще более древняя Артхашастра. Одним словом методы информационного и информационно-психологического программирования вполне успешно решают вопросы конкурентного противоборства и способствуют обретению конкурентного превосходства на протяжении уже почти 8 000 лет. Изначально они использовались в военной и политической сферах деятельности, позднее эти методы были заимствованы бизнесом и получили новое развитие в «нелинейном стратегическом менеджменте».

Теория непрямых или нелинейных действий заслуживает отдельного внимания ввиду своей высочайшей эффективности и подразумевает опосредованное информационное управляющее воздействие на оппонента или внешнее окружение. Ввиду своей не явности такое воздействие часто остается попросту незамеченным объектом воздействия особенно когда дело не касается прямых лобовых столкновений. Впрочем, и на войне нелинейные действия способны принести блестящие результаты.

Практика свидетельствует, что эффективность нелинейного воздействия высока настолько, что позволяет достигать поставленных целей практически в 95% случаях из 100%, конечно при должной подготовке и организации.

Блестящим примером использования нелинейной стратегии в военном деле является операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта под руководством генерала Нормана Шварцкопфа. Подготовка к операции длилась около девяти месяцев, сама операция была осуществлена в течении практически 100 часов, при этом 300 000 группировка альянса разгромила более чем 1 000 000 группировку войск Саддама Хусейна.

А что же бизнес?

Представим на мгновение, что бизнесмен может получать не только информацию превентивного характера о текущих и предстоящих событиях, но способен оказывать управляющее воздействие на своих конкурентов и иных участников рыночного окружения. То есть попросту управлять внешним окружением и, отчасти, факторами внешней среды, моделируя события в нужном для себя направлении.

Чепуха и ерунда!!! Возможно подумает пытливый читатель. И ошибется.

Что привлекает наше внимание к информации? Как правило, в качестве ориентира на потребление той или иной информации выступают два критерия.

¨ Во-первых, востребованность той или иной информации для удовлетворения информационных потребностей. Как правило, это информация, необходимая для решения производственных или личностных проблем или потребностей, а потому эта информация является актуальной и значимой.

¨ Во-вторых, информация должна быть достоверной, то есть явно не противоречить имеющейся объективной реальности и хотя бы косвенно подтверждаться другими информационными источниками.

Если информация отвечает указанным критериям, то мы отбираем и используем ее для решения собственных проблем и стоящих задач. Однако, сами того не ведая, мы попадаем в определенную информационную зависимость.

Представим на мгновение, что некто является вашим конкурентом, осуществляющим свой бизнес в одном с вами сегменте бизнеса. Нетрудно предположить, что ваши информационные потребности будут в той или иной мере идентичными. Хорошо ориентируясь в ваших информационных запросах и потребностях, зная, какая информация привлечет ваше внимание и потребует немедленного реагирования, способен ли этот некто предоставить значимые информационные поводы и продвинуть их в поле вашего зрения? Учитывая, что вы, скорее всего, используете однородное информационное поле (СМИ, зоны Интернета и т.п.) ваш контрагент способен внести этот или эти информационные поводы в информационное поле и привлечь к ним ваше внимание. При этом, осуществляя подобное информационно-психологическое программирование, упомянутый «некто», ничем не рискует. Во-первых, он знает где информация слегка скорректирована, а во-вторых, все (возможно губительные) действия или деятельность вы совершите самостоятельно, исходя из собственного опыта и волеизъявления, на собственный страх и риск, и заметьте, без какого бы то ни было принуждения со стороны. А потому, в случае провала, винить вы будете только себя и никого другого.

Правда, для успешного осуществления подобного информационно-психологического программирования указанный некто должен неплохо знать своего контрагента, развернутые сведения о котором ему предоставит развернутая система стратегической коммерческой разведки.

Почему нелинейный менеджмент так тесно увязан с психологией? Прежде всего потому, что психологическая составляющая информации, особенно направленная на конкретного пользователя или группу пользователей, не оставляет их равнодушными, а заставляет действовать и чем быстрее тем лучше. Кроме того, происходящие, вследствие информационного программирования, события также ориентированы на психологию управляемой или атакуемой стороны и способны вызвать панику и полную деморализацию коллектива, влекущую полную парализацию деятельности.

Используя возможности нелинейного стратегического менеджмента бизнесмен способен значительно повысить конкурентоспособность собственной компании на рынке и более эффективно осуществлять планируемые долгосрочные бизнес-стратегии развития своего бизнеса. Например, скорректировав деятельность конкурентов и уведя их от интересующего сегмента рынка или технологий и т.п.

Еще одно важное преимущество нелинейного менеджмента заключается в том, что отказавшись от прямого (лобового) воздействия на оппонента и осуществляя информационное программирование опосредовано и завуалировано, он гарантирует инициатора от ответных недружественных действий со стороны объекта нелинейного воздействия. Формально инициатор нелинейного воздействия полностью нейтрален и непричастен к происходящим событиям, а тем более к решениям и действиям, совершаемым объектом программирования под воздействием продвигаемой ему информации.

Возможно, что кто-то посчитает эту статью вымыслом, измышлениями, фантастикой или прогнозом, не стоящим внимания. Я же утверждаю, что это практика, правда еще весьма ограниченная, но уже имеющая хождение на территории России и бывшего СССР.

Искусство невозможного, умноженное на информационные возможности и технологии XXI века, делает его эффективным инструментом конкурентного превосходства уже сегодняшнего дня. Более того, данный инструмент не так дорог, как может показаться на первый взгляд, и доступен практически каждому бизнесмену не только крупного и среднего, но даже и малого бизнеса.

НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ

ГЕНРИХ ЛЕМКЕ

Статьи и публикации

Наши координаты:

Эл. почта: scouting777@yandex.ru

КОММЕРЧЕСКОЕ ШПИОНСТВО

ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА КОНКУРЕНТНОГО ПРЕВОСХОДСТВА

Hosted by uCoz