Нелинейный стратегический менеджмент

в зеркале конкурентных стратегий

«Стрела, выпущенная лучником, может убить одного человека или не убить его, но хитрая уловка, придуманная мудрецом, способна убивать даже младенцев в утробах».

Каутилья III век до н.э.

С развитием информационных технологий и значительным повышением роли информации в обеспечении конкурентоспособности коммерческих компаний, информация в бизнесе приобретает принципиально новые качества и возможности. Информация способна нести в себе мощные управляющие импульсы, заставляющие своих пользователей действовать, и часто немедленно. Наметившиеся тенденции ускорения бизнес-процессов оставляют все меньшее количество времени на добывание и обработку информации. Между тем, учитывая, что информация становится краеугольным камнем успешности принимаемых управленческих решений, возрастают требования к ее качеству, особенно по таким показателям, как достоверность, своевременность и ценность.

В тоже время использование недоброкачественной информации чревато неэффективностью принимаемых управленческих решений, и, как следствие, значительным снижением конкурентоспособности в сегменте собственной деятельности. Суммарное воздействие неблагоприятных факторов внешней среды и неэффективного управления способно пошатнуть рыночные позиции даже успешной компании.

Фактором, значительно повышающим качество информационного обеспечения бизнеса, является создание в структуре компании специализированной бизнес-единицы, осуществляющей исключительно единственную функцию – информационно-аналитическое обеспечение бизнеса. Пожалуй, не имеет смысла подробно расписывать содержание подобного информационно-аналитического сопровождения, различные концепции этой работы весьма широко представлены и в литературе, и в Интернете. Апогеем деятельности данной бизнес-единицы является развертывание системы стратегической коммерческой разведки, глубоко интегрированной в систему стратегического управления организацией. Подобная интеграция обеспечивает глубокое знание действующих и перспективных факторов внешнего окружения, несущих как значительные угрозы, так и новые возможности для бизнеса, а, следовательно, обеспечивает эффективную адаптацию организации к малейшим изменениям внешней среды.

Однако развитие информационных технологий и открывающиеся возможности использования информации, с одной стороны способны полностью дезавуировать полезность информации, вследствие ее неправильного использования или интерпретации, а с другой представляют пользователям новые возможности применения информации для достижения стратегических целей собственного бизнеса. Типовые подходы к вопросам поиска, идентификации, сбора и анализа полученной информации, а также общность множественности источников ее получения, предлагают пользователю новые возможности использования информации в строго определенных целях. Конкретные цели определяются потребностями конкретного пользователя. Впрочем, мы рассмотрим исключительно одно направление – обеспечение эффективного достижения стратегических целей организации.

Как правило, реализация стратегических целей организации находится в неразрывной связи с эффективностью ее деятельности и повышением конкурентоспособности в сегменте своего бизнеса. Реализовать собственные стратегические цели возможно с помощью различных методов и приемов, например, использовав различные атакующие стратегии или применив инновационные подходы, впрочем, перечень методов достаточно широк, однако нас интересует информация, вернее информационные возможности, значительно усиливающие эффективность конкурентных стратегий. Наиболее эффективные возможности повышения конкурентоспособности бизнесмену предлагают методы нелинейного стратегического менеджмента.

Итак, нелинейный стратегический менеджмент, несмотря на уже довольно широкое распространение, данное направление деятельности бизнеса требует определения, поскольку официально появилось в бизнесе не так давно, на рубеже второго и третьего тысячелетия. Однако, несмотря на кажущуюся молодость, нелинейные методы используются человечеством с глубокой древности. Некоторые нелинейные приемы и методы были разработаны и апробированы более чем за 5500 лет до новой эры. Следы использования нелинейных методов можно найти в притчах и исторических источниках, например, таких как Махабхарата, Артхашастра и т.п. Изначально они активно использовались в военном деле, дворцовых интригах и политике. Вследствие их высокой эффективности многие методы и приемы на протяжении тысячелетий были засекречены и являлись тайной государей, правителей и полководцев. Впрочем, обратимся к реалиям современного бизнеса.

¨ Нелинейный стратегический менеджмент составная часть стратегического менеджмента организации, обеспечивающая эффективное достижение стратегических целей организации в долгосрочной перспективе.

¨ Нелинейный стратегический менеджмент – процесс разработки и реализации путей достижения стратегических целей организации, посредством фактического управления факторами внешней среды с использованием методов информационного и информационно-психологического программирования.

Таким образом, генеральная цель всего нелинейного менеджмента однадостижение стратегических целей организации в минимальные сроки и с наименьшими издержками.

Ключевой особенностью нелинейного менеджмента является то, что в подавляющем большинстве случаев его методики и приемы исторически рождались в ситуациях полной безысходности и безнадежности, когда имеющимися силами и средствами предотвратить надвигающуюся опасность или угрозу стандартными методами не представлялось возможным. В подобных условиях только нестандартные шаги или действия, не укладывающиеся в логику нападавших, были способны обеспечить выживаемость и обратить поражение в успех. Иными словами нелинейные методы – это оружие слабого, который не способен, открыто противостоять мощи сильного противника, но может переиграть его интеллектуально.

Однако, можно ли и как управлять факторами внешней среды? Практика свидетельствует, что мы не можем управлять обстоятельствами, но мы можем управлять людьми, а их действия в значительной степени влияют на обстоятельства. Следовательно, управляя людьми можно влиять на обстоятельства. Люди же управляются информацией, которую они получают из внешней среды, вернее из информационного поля – некоего подмножества источников информации, необходимых для принятия тех или иных решений, а, следовательно, порождающих конкретные действия или бездействие пользователей этой информации. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на людей необходимо задействовать психологическую составляющую любой информации. Именно на этом феномене основана возможность управления некоторыми факторами внешней среды.

¨ В нелинейном стратегическом менеджменте управление факторами внешнего окружения осуществляется посредством внедрения в информационное поле специально подготовленной информации, психологически ориентированной на конкретные целевые группы пользователей, стимулирующей их к определенным действиям или бездействию в интересах инициатора нелинейных стратегий. Без психологической составляющей информации подобное управление было бы невозможным.

Еще одной особенностью нелинейного менеджмента является то, что основу его эффективности составляет развитая система стратегической коммерческой разведки организации, нацеленная на изучение вызовов, угроз и возможностей воздействующих факторов внешней среды. Чтобы эффективно применять методы нелинейного менеджмента в отношении рыночного окружения необходимо очень хорошо знать как само это окружение, так и действующие в данном сегменте риски, угрозы и возможности, а именно эти вопросы и решает система коммерческой разведки организации. В противном случае возможно ли эффективно применить методику нелинейного алгоритма, не зная психологических особенностей оппонента и тех внешних обстоятельств, в которых эти особенности проявляются?

Древние методики и приемы нелинейных стратегий в наше время значительно обогащены методами и приемами, заимствованными из арсеналов современной политики, социальной и специальной психологии и спецслужб.

Чем обусловлена высокая эффективность нелинейного стратегического менеджмента? Прежде всего, нестандартностью и непредсказуемостью человеческого интеллекта, поскольку применение нелинейных стратегий предполагает отступление от стереотипного и шаблонного мышления и применение нестандартных и эффективных управленческих решений, основанных на возможностях информационно-психологического влияния одного разума на другой.

Нелинейный менеджмент не предполагает набора готовых стереотипных или шаблонных решений для каких-то конкретных ситуаций. Напротив, полная свобода творчества, правда, на основе некоторых основополагающих принципов эффективности нелинейных стратегий. И именно поэтому, подобно изменяющемуся вирусу гриппа нелинейные методы способны встраиваться практически в любую жизненную ситуацию, предоставляя шансы на успех стороне, максимально задействующей непредсказуемость собственного интеллекта. В тоже время любые конкурентные или рыночные стратегии используются нелинейным менеджментом подобно деталям конструктора «Лего», позволяющим собрать практически любую фигуру или композицию. По своей сути нелинейный стратегический менеджмент является метастратегией, не имеющей конкретно выраженной формы, но оперирующей всей гаммой конкурентных возможностей бизнеса. Благодаря именно этим качествам нелинейные методы способны умерить пыл конкурента, даже многократно превосходящего по материальным, финансовым или иным возможностям. «Невинная жертва», попавшая под жернова прямого удара могущественного оппонента, значительно превосходящего ее по ресурсам и возможностям, на самом деле может оказаться настолько изощренным и расчетливым охотником, что стоя на грани собственного банкротства, агрессор даже не заподозрит истинного виновника собственной несостоятельности.

В практическом выражении нелинейный менеджмент или его цикл представляет собой набор или цепочку спаянных между собой конкурентных стратегий, сопровождаемых высоким психологическим воздействием на внешнее окружение. Конечная цель такого комплексного воздействия на соперников – помещение их в заранее просчитанные рамочные условия, значительно ограничивающие их рыночные возможности или заведение соперников в западню. В последнем случае непосредственными виновниками безвыходного положения, в котором они очутились, являются сами участники рыночного окружения, пошедшие на поводу специально подготовленной для них информации или внешнего психологического воздействия.

Стоит рассмотреть еще одну особенность нелинейного стратегического менеджмента. По сути, представляя собой, конгломерат наступательных конкурентных стратегий, содержание и смысл значительной части нелинейного менеджмента не предполагает откровенного атакующего или агрессивного воздействия на соперника. Достижение конкретных стратегических целей организации возможно, в том числе, за счет отвлечения рыночного окружения от истинных целей предпринимателя и переключения внимания соперничающих сторон на сферы иных интересов сегмента рыночной деятельности или на иные рыночные сегменты. Кроме того, использование нелинейных стратегий обеспечивает незапятнанность деловой репутации бизнесмена и невозможность осуществления рыночным окружением ответных недружественных действий, ведь все происходящее на рынке является естественным ходом вещей или неблагоприятными обстоятельствами, но никак не волей или злым умыслом кого либо из участников рыночных отношений.

Сферы использования нелинейного менеджмента достаточно широки. В бизнесе, например, его возможности могут применяться для:

¨ формирования благоприятного общественного мнения о собственной фирме, его руководстве и персонале;

¨ стратегического и тактического дезинформирования конкурентов, оппонентов и т.п.;

¨ подрыва и ослабления позиций соперников на рынке или в органах государственной и исполнительной власти;

¨ скрытого психологического программирования соперников в целях совершения ими тех или иных действий или деятельности, выгодных инициатору нелинейных методов;

¨ активного воздействия на сотрудников организации оппонента, с целью создания контингента «недовольных» и дальнейшего их использования в качестве «агентов влияния» или иных целей;

¨ активного воздействия на рыночное окружение, а также их партнеров, клиентов и т.п.;

¨ иных целей, определяемых возможностями достижения конкретных стратегических целей организации.

Однако исторический опыт появления, развития и использования нелинейных методов свидетельствует – не существует такой сферы деятельности человека, где бы нелинейные методы были бы неприменимы. В различных сферах бизнеса, войны и политики, в межличностных отношениях и в управлении собственным коллективом могут быть использованы нелинейные методы воздействия и управления, являющиеся ненасильственными, а потому более эффективными по сравнению с линейными методами управления.

Отдельного рассмотрения, пожалуй, достоин вопрос, а можно ли успешно противостоять возможному нелинейному воздействию?

Ключом к решению данной проблемы является умение профессиональной работы с информацией, включающей, в том числе, комплекс возможностей по ее поиску, сбору и обработке. Именно комплекс профессионально поставленного информационно-аналитического обеспечения бизнеса позволяет эффективно вскрывать приготовления и угрозы нелинейного нападения на рыночные позиции собственного бизнеса. Кстати, именно этими вопросами ведает развернутая система стратегической коммерческой разведки организации. И именно эта система способна не только вскрыть подготовку нелинейного нападения и выявить истинного инициатора нелинейного воздействия, но и осуществить комплекс превентивных мер, сводящих на нет все усилия агрессора. Как правило, наиболее эффективные методы сдерживания нелинейного нападения – ответные нелинейные стратегии, к тому же они не допускают открытого противостояния и перерастания конфликта в ярко выраженные формы корпоративной войны.

Эффективное владение и использование современных информационных возможностей предполагает внедрение в каждую бизнес-единицу собственной компании концепций самообучающейся организации и менеджмента знаний. Правда необходимо отметить, что влияние этих концепций может иметь отрицательное воздействие на бизнес в случае поступления и оборота недоброкачественной и недостоверной информации. Именно поэтому стержнем и двигателем эффективного использования этих концепций является интегрированная система стратегической разведки, отвечающая за качество получаемой и используемой информации, а также за проходимость и доступность информационных потоков и коммуникаций внутри организации. Концепции самообучающейся организации и менеджмента знаний, используемые на этих условиях, способны значительно повысить конкурентоспособность организации. Не являясь, по сути, самостоятельными конкурентными стратегиями, они создают ярко выраженный синергетический эффект, способствующий адаптации компании к малейшим изменениям внешней среды.

В противном случае, когда организация «заглатывает», например, специально подготовленную и психологически окрашенную информацию, она начинает адаптироваться не к реальным, а к виртуальным изменениям, происходящим в сформированной или скорректированной реальности. При этом бизнес-структура, как правило, выполняет те или иные действия или же бездействует, подчиняясь воле закулисного гроссмейстера. Таковы гибельные последствия нелинейного воздействия, не выявленные или не распознанные системой стратегической коммерческой разведки организации.

Подводя итог краткому экскурсу в теорию и практическое использование нелинейного стратегического менеджмента, хочется отметить, что ограниченные возможности данной публикации не позволяют в полной мере осветить все нюансы этого весьма тонкого и деликатного инструмента конкурентоспособности собственного бизнеса. Надеюсь, что более полную информацию по данной теме уважаемые посетители найдут в недавно вышедшей книге «Нелинейный стратегический менеджмент или искусство конкуренции», рассматривающей этот инструмент более подробно.

И последнее.

Не имеет смысла вглядываться в зеркало конкурентных стратегий в поисках эффективной нелинейной стратегии, ведь само зеркало и является такой метастратегией, оперирующей всеми существующими конкурентными стратегиями как деталями интеллектуального конструктора.

НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ

ГЕНРИХ ЛЕМКЕ

 

Статьи и публикации

Наши координаты:

Эл. почта: scouting777@yandex.ru

КОММЕРЧЕСКОЕ ШПИОНСТВО

ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА КОНКУРЕНТНОГО ПРЕВОСХОДСТВА

Hosted by uCoz